Блага Гиффена
Блага Гиффена (Giffen goods) — блага (товары), спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, что бывает возможно в тех случаях, когда эти блага занимают слишком большую долю в потребительском бюджете, который слишком мал. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Например, повышение цены на картофель, который в бюджете составляет основную долю, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе позволить и полностью перейдет на потребление картофеля, несмотря на то, что его цена возросла. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен, изучая ценообразование в Ирландии.
Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30-60% ниже, чем в 1990 г.
Несмотря на то, что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты.